
Владимир Касютин
На пониженной передаче
Обновлено: 22 нояб. 2021 г.
Я читал статьи, присланные на конкурс, и не знал — плакать или смеяться.
Вот несколько заголовков: «Темпы роста высокие, но есть над чем работать». «Культура района вдохновляет и побеждает». «На пороге научной победы»... Образцы креативного самоограничения, доводящего до косноязычия.

Страстное желание, чтобы все было хорошо, напомнило хвастливый лозунг, который мы видели в одном из российских регионов. Это был билборд в духе то ли «Москвы 2042» Войновича, то ли советских шестидесятых: «Мы живем лучше всех и будем жить еще лучше!»
Позже там прогремели драматичные истории, подточившие кропотливо выстраиваемый имидж.
Ритуальные заклинания не помогли? Мы не знаем, кого имели в виду авторы лозунга. Может, только самих себя, а вовсе не каждого земляка.
Журналистов порой упрекают за излишний скепсис, переходящий в цинизм, но ведь критическое мышление — неотъемлемая часть нашего ремесла. Работа у нас такая — употреблять слова в количестве, не совместимом с нормой, позволяющей сохранить простодушие и наивность.
Смешон и бесполезен пожилой журналист, источающий младенческое доверие ко всему увиденному и услышанному. Зажмуренные глаза и зажатые ладошками уши порой уносят в совершеннейшую фантасмагорию.
Мне как-то показали удивительную газету, полосный материал которой вообще не имел заголовка.
— Это наш стиль, — гордо заявили коллеги. Да уж, легко и приятно осознавать себя самым крутым, обрубив любые контакты с профессиональной средой.
Причины опрощения — отказа от мук творчества в журналистской среде вроде бы ясны и не требуют объяснений.
Интересно другое — аудитория, которая смотрит, читает, слушает наши все более безыскусные упражнения, верит в то, что еще «полсантиметра» и будет всем счастье?
Или все это народное творчество — часть неподвластного формальной логике магического обряда?
Владимир КАСЮТИН
"Журналистика и медиарынок", № 07-08, 2015