- Владимир Касютин
Чай? Кофе? Потанцуем!
Посетив Китай, мы увидели, какой могла стать жизнь наших редакций, если бы в 1991 году Россия поставила на коммунизме менее жирный крест.

С одной стороны, у китайских газет на логотипе роспись председателя Мао и полное взаимопонимание с КПК. С другой - в собственности гигантские офисы, гостиницы и даже банки.
Воплощена мечта ненавистников конкуренции – каждый город имеет всего по одной газете.
Хищные пожиратели журналистских денег в России – наружка и Интернет посажены под госконтроль. Граждане не избалованы бесплатным контентом. Тиражи местной прессы - сотни тысяч, а общенациональной газеты - почти три миллиона.
Может, и нам надо было заваривать чай по-китайски, а не тянуться к кофию на европейский манер?
Похожи ли мы на китайцев? Те, которых мы видели, от чиновников до журналистов - мягки, дружелюбны, активны. Сдержанны, не замечены в чванстве. Правда почти все публично изъясняются в стиле обтекаемых советских семидесятых.
Они ходят строем и стараются соблюдать правила. Мы говорим, что хотим ходить вместе, однако норовим получить корочки, позволяющие выйти из строя.
Наши редакции не похожи. Они богатые и большие. Мы маленькие и бедные.
Но есть и одно общее место. В обеих странах массы не получили свободный доступ в СМИ к обсуждению социальных проблем. Социальные сети в России пока больше канализируют энергию масс в маргинальные споры, селфи и поклонение котикам.
Не случайно китайских товарищей горячо интересовало происходящее в Интернете. Как сделать так, чтобы ценные кадры из государственных газет не удирали на частные сайты и народ был верен официальным каналам, а не ловился на заграничную лабуду?
Запретить и закрыть можно многое, но вряд ли надолго. Что делать с будущим, которое норовит обернуться прошлым?
Владимир Касютин